Вы используете гостевой доступ (Вход)
 
 
Главная  |  Новости  |  Библиотека  |  Словари  |  Учебники  |  Статьи  |  Тесты
 

Комплексный педагогический мониторинг качества образования



В четвертом номере журнала "Национальные проекты" опубликована статья "Комплексный педагогический мониторинг качества образования", Галиахметова Ильдара Ринатовича, Начальника Управления образования г. Казани и Каюмова Мудариса Кавиевича, Директора Городского информационно-диагностического центра Управления образования г. Казани;


В приоритетном национальном проекте «Образование» предлагается ликвидировать прямую зависимость труда учителя от количества проведенных уроков и перейти на новую форму оплаты труда. В ее основе должна быть оценка качества преподавания. Создать такие критерии очень сложно, однако в Казани была сделана попытка приблизиться к ним.



ГАЛИАХМЕТОВ Ильдар Ринатович

Ильдар Галиахметов

- Начальник Управления образования г. Казани

Мударис Каюмов

КАЮМОВ Мударис Кавиевич

- Директор Городского информационно-диагностического центра Управления образования г. Казани

Бейниш Ланда

ЛАНДА Бейниш Хаймович

- Заведующий лабораторией мониторинга показателей здоровья Городского информационно-диагностического центра Управления образования г. Казани

Объективно оценить качество преподавания, оперируя абсолютными показателями, достаточно сложно. Однако система тестов позволяет увидеть основные проблемы, отражая картину, близкую к реальности. Тестирование, проводимое в Казани в течение ряда лет, позволило проследить динамику показателей уровня знаний и здоровья отдельных районов, школ, классов, учеников и оценить эффективность работы системы образования.
Начиная с 1998 года в школах проводится комплексный педагогический мониторинг (КПМ) уровня знаний 1. В рамках реализации программы «Образование и здоровье школьников Республики Татарстан» мониторинг знаний был дополнен оценкой показателей здоровья 2.

Система комплексного педагогического мониторинга предполагает тестирование знаний, показателей физического здоровья, а также психолого-педагогическую диагностику учащихся и других субъектов учебновоспитательного процесса.

Проводят тестирование комиссии, состоящие из представителей Районного отдела образования и Управления образования.

Само тестирование начинается с подготовки тестовых заданий и бланков для ответов на них. Члены комиссии в присутствии администрации распечатывают задания и раздают их выбранным по методу случайных чисел детям разных классов (по 5 человек от класса). Выполнение трехуровневых заданий предполагается в течение 1,5–2,5 часов. После завершения выполнения заданий, кодированные бланки ответов собирают и отправляют для дальнейшей обработки в Городской информационно-диагностический центр (ГИДЦ).

Тестирование проводится два раза в год – в декабре и мае.

Рейтинг уровня знаний каждого ученика определяется после анализа ответов и компьютерной обработки результатов как по отдельному предмету, так и в среднем по всем предметам. Расчеты выполняются для класса, школы, района и т.д.

Тестирование показателей здоровья имеет ряд отличительных особенностей. Оно не является секретным. Его можно проводить начиная с первого класса во время уроков физкультуры и ОБЖ, на спортивно-оздоровительном часе.

Все результаты заносятся в групповую карту, которая после заполнения подписывается директором школы, ответственным учителем физкультуры, медсестрой и представителем РОО.

Периодичность такого тестирования первоначально нами принята три раза в год (сентябрь, декабрь, май).

Комплексность оценки показателей здоровья школьника характеризуют параметры физического развития (рост, вес, сила кисти и другие), функциональной подготовленности (частота сердечных сокращений до и после нагрузки, артериальное давление и другие) и физической подготовленности (гибкость, сила, выносливость и другие).

На основании данных карты тестирования компьютер рассчитывает показатели физического развития (весо-ростовой, жизненный, силовой индексы и другие, характеризующие гармоничное развитие или отклонение от него). По каждому параметру вычисляется его количественная и качественная оценка, определяющая рейтинг показателей здоровья ученика, класса, школы и т.д.

Отслеживая таким образом динамику уровня знаний и показателей здоровья, мы осуществляем комплексный мониторинг каждого образовательного учреждения. Без этого сегодня невозможны ни аттестация, ни лицензирование учебного заведения, ни оценка качества управления системой образования.

Мониторинг уровня знаний показал положительную динамику как по районам, так и в целом по г. Казани. Однако, сопоставляя результаты комплексного педагогического мониторинга по рейтингу знаний и показателей здоровья, мы видим на примере некоторых школ, что успешные знания достигаются за счет ущерба здоровью. Следовательно, в инновационных образовательных учреждениях необходимо больше внимания уделять двигательной активности, занятиям физической культурой и спортом.

Ни одно образовательное учреждение не может считаться успешным, если учебные достижения в нем достигаются за счет ухудшения здоровья учащихся, если система образования наносит вред здоровью, лишает детей самой важной ценности жизни. Поэтому комплексный анализ характеристик уровня знаний учащихся и их показателей здоровья играет важнейшую роль в построении системы оценки качества образования.

Психологическое тестирование предполагает анализ первичных данных психологического состояния учащихся начальной и старшей ступени школы на основе стандартизированных методик диагностики мотивации обучения, причин школьной тревожности (только старшие школьники) и профессиональной направленности (только старшие школьники).

В компьютерном психологическом тестировании приняли участие учащиеся 4-х и 10-х классов всех общеобразовательных школ города Казани. Учащиеся 4-х классов отвечали на вопросы теста по мотивации, а учащиеся 10-х – дополнительно к тесту по мотивации проходили тестирование по уровню школьной тревожности (тест Филлипса) и по предрасположенности к основным направлениям будущей работы (тест ДДО).

Результаты позволили проследить, как изменяется интерес школьников к знаниям в течение учебного года, какие проблемы их волнуют во время учебно-воспитательного процесса и насколько устойчив их интерес к выбранной профессии. Автоматизированная обработка всей генеральной совокупности полученных данных позволяет получить обобщение на уровне класса, параллели, школы, района или города, что может помочь выявить проблемы системы образования на уровне школы, района или города и оценить качество работы как образовательного учреждения, так и каждого учителя-предметника.

Анализ результатов тестов позволяет выявить пробелы в текущей подготовке. Появляется возможность содействия реальному повышению качества и эффективности образования.

Одним из направлений национального проекта «Образование» является внедрение современных образовательных технологий. Подобная практика в Казани проводилась еще до появления национального проекта. До начала реализации национального проекта проводилось подключение всех школ Казани к сети Интернет по выделенным линиям. В казанскую систему образования входят интерактивные технологии образования. Уже более 80 школ получили интерактивные доски с учебными программами. Это позволило автоматизировать процесс обработки тестов, уменьшить количество сканируемых бланков, передавать задания и получать результаты по электронной почте, проводить тестирование при помощи муниципальной образовательной сети и сети Интернет (пробный ЕГЭ). Создание каналов прямой и обратной связи, доступных баз данных повышает эффективность использования компьютерной техники и информационно-коммуникационных технологий в управлении качеством образования.

В настоящее время в казанских образовательных учреждениях наряду с проведением Комплексного педагогического мониторинга с 2001 года реализуется проект «Net Школа» (Сетевая школа).

Организация информационного пространства через Интернет позволяет более эффективно решить проблемы всех участников учебно-воспитательного процесса – создать единую среду обмена информацией в рамках школы (доска объявлений, каталог школьных ресурсов, механизм портфолио, внутренняя электронная почта, форум, список именинников, электронный классный журнал, расписание и т.п.) и развивает межшкольные коммуникации. Все это улучшает взаимопонимание и сотрудничество между всеми участниками учебного процесса. «Net Школа» позволяет вовлечь в процесс повышения качества получаемых знаний не только сотрудников школы, но и учеников и родителей. Каждый из участников процесса образования получает дополнительные возможности доступа к необходимой информации, освобождает свое время от рутинных отчетов, генерируя требуемые отчеты с помощью автоматизированной системы.

Администрация школы может оперативно получать и обобщать информацию об учебном процессе для принятия адекватных управленческих решений; вести алфавитные книги, личные дела сотрудников, учеников, родителей для создания оперативных отчетов; осуществлять мониторинг движения и успеваемости учащихся и т.д.

Руководитель образовательного учреждения, завучи, учителя, ученики и родители получают оперативный доступ к последней версии расписания, информацию о школьных и классных мероприятиях; доступ к дневнику, куда автоматически выставляются оценки и где помечаются задолженности по предметам; получают итоговые и текущие отчеты об успеваемости и посещаемости, в т.ч. конструируют собственные отчеты. Наличие обратной связи и вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс через систему «NetШкола» заметно повышает мотивацию к учебе и успеваемость учащихся.

Учителя-предметники проводят тестирование всего класса (разные варианты вопросов, автоматическая перестановка вариантов ответов и т.д., что позволяет более объективно выявлять уровень знаний); упрощают подготовку к ЕГЭ за счет легкости подготовки тестов и автоматической обработки результатов и т.д.

Таким образом происходит оперативное управление процессом обучения. При этом все задачи решаются комплексно, на основе системного подхода.

Результат инноваций может быть измерен уровнем учебных достижений с учетом динамики показателей физического развития и физической подготовленности, психологического состояния учащихся. Оценка качества образования должна быть комплексной, так как в погоне за знаниями нельзя забывать о сохранении здоровья детей. В связи с вышеизложенным в Казани было создано научно-методическое и программное обеспечение комплексного педагогического мониторинга, не имеющее известных нам аналогов.

Система КПМ дает возможность ликвидировать прямую зависимость труда учителя от количества проведенных уроков и перейти на новую форму оплаты труда с учетом оценки вклада каждого в образовательный процесс. Мы продолжаем дальнейшее совершенствование системы комплексной оценки всех сторон и показателей педагогической деятельности учащихся, учителя и школы, с учетом успешности учащихся в предметных олимпиадах, результатов участия в централизованном тестировании и ЕГЭ, рейтингом участия в КПМ.

Все это позволяет использовать современные информационно-диагностические технологии в измерении и оценке качества образования с большими возможностями и перспективами по их широкомасштабному внедрению в систему образования всех регионов России.

________________________________________________________________________________________________

1 Галиахметов И.Р., Каюмов М.К.. Системно-целевой подход в создании муниципальной модели управления качеством образования. Школа: проблемы и поиски, №1, Казань, 2003.
2 Ланда Б.Х.. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности. М. Изд. Советский спорт, 2004 г., с.200.




Главная | Новости | Библиотека | Словари | Учебники | Статьи | Тесты

© 2005-2017 Татарская Виртуальная Гимназия
© 2005-2010 Городской Информационно Диагностический Центр

Рейтинг@Mail.ru Kitap.net.ru Tatar.com.ru ^ ^