Вы используете гостевой доступ (Вход)
 
 
Главная  |  Новости  |  Библиотека  |  Словари  |  Учебники  |  Статьи  |  Тесты
 

Проект «Татарский язык и общеевропейские языковые стандарты»

Аннотация проекта

Настоящий проект нацелен на создание эффективных механизмов для сохранения и развития татарского языка на территории России и за рубежом, поднятие престижа национального языка в общекультурном мировом пространстве, создание условий для удовлетворения языковых потребностей татар и постоянного обновления учебно-методической базы с учетом быстро меняющейся языковой ситуации, подготовки педагогических кадров по новой специальности «татарский язык как иностранный» (на базе общеевропейского языкового стандарта) и развития автономного обучения. Решать поставленные задачи предполагается путем последовательного проведения ряда мероприятий, предполагающих открытие при Национальном университете (г.Казань) института им Г.Тукая с центром тестирования, языковых центров им.Г.Тукая в крупных городах России и за рубежом, внедрение европейского языкового портфеля для Татарстана и перевод европейского языкового паспорта на татарский язык, выдачу международных сертификатов на латинице, постоянное создание учебников нового поколения по татарскому языку (на базе общеевропейского языкового стандарта) на кириллице и латинице, привлечение российских и зарубежных грантов для развития и использование опыта Германии на примере деятельности (Гете-института). Проект не является механическим переносом чужого опыта, учитывает местные условия и особенности менталитета татар, не случайно указано одно из направлений деятельности института им.Г.Тукая при национальном университете: изучение менталитета татар, вопросов межкультурной коммуникации. Проект не предполагает отмену существующих установленных норм в системе образования в Республике Татарстан, а предполагает параллельное сосуществование.
Осуществление проекта потребует участие: 1. специалистов, обучающих татарскому языку, методике преподавания татарского языка, технологии обучения межкультурной коммуникации; 2. специалистов, обучающих немецкому языку и методике преподавания немецкого языка, компетентными в области общеевропейских языковых стандартов; 3.специалистов, занимающихся национальным образованием, имеющих опыт работы с привлечением финансовых средств российских и зарубежных фондов, опыт организаторской деятельности, опыт привлечения и сотрудничества с иностранными специалистами.
Результатом работы станет подъем престижа татарского языка, оказание действенной помощи татарам, проживающим в России и за рубежом в деле сохранения и развития национального языка, установление общего стандарта для измерения знаний по языку с последующим созданием учебных пособий соответствующих шестиуровневой общеевропейской языковой системе и выдачей международных сертификатов, создание новой системы обучения языку, адекватной целевой группе «татары, утратившие язык полностью».
Проект рассчитан на срок исполнения в три года. Начало-2005 год, окончание-2008 г.

Цели и задачи проекта – создание эффективных механизмов для сохранения и развития татарского языка на территории России и за рубежом, поднятие престижа национального языка в общекультурном европейском и мировом пространстве, создание условий для удовлетворения языковых потребностей татар и постоянного обновления учебно-методической базы с учетом быстро меняющейся языковой ситуации, подготовки педагогических кадров по новой специальности «татарский язык как иностранный» (на базе общеевропейского языкового стандарта) и развития автономного обучения.

Целевые группы:
1. Часть татарского населения, утратившая язык полностью.
2. Татарская молодежь, не владеющая языком на уровне бытового общения.
3. Абитуриенты, поступающие в вузы и колледжи по специальности «Татарский язык и татарская литература»
4. Специалисты, нуждающиеся в знании татарского языка (например, ученые -историки).
5. Дети, молодежь (смешанные браки).
6. Татары, проживающие за рубежом.
7. Русскоязычное население, испытывающее потребность в изучении татарского языка в республике Татарстан и регионах РФ.

Необходимость реализации проекта

В реализации данного проекта нуждается большая часть татарского населения, проживающая на территории России. Данный проект может быть включен в стратегию развития татарского народа в аспекте “Сохранение и развитие татарского языка”. Для изменения языковой ситуации в позитивную сторону необходимо разделение двух направлений деятельности, образно можно рассматривать как два крыла (направления):
Первое крыло (направление) – развитие языка тех, кто умеет говорить на уровне бытового общения и более. К этой целевой группе можно отнести татар, которые проживают в Республике Татарстан или в регионах России, большей частью это татары, проживающие в сельской местности и использующие язык, как минимум на уровне бытового общения.
Второе крыло (основная цель данного проекта) – развитие языка татар утративших язык полностью.

В этой части можно обозначить наличие следующих серьезных проблем:
1. В мире наметилась тенденция к падению престижа знания татарского языка на фоне всеобщего процесса глобализации.
2. За пределами РТ процесс утраты языка идет стремительно, осуществляемые меры для сохранения языка большей частью направлены на РТ.
3. В татарских семьях исчезает среднее поколение, которое могло бы транслировать язык и культуру.
4. В России и в Татарстане не ведется целенаправленная подготовка педагогических кадров по специальности «татарский язык как иностранный».
5. Нет общего стандарта измерения знаний по татарскому языку как иностранному в общекультурном российском и мировом языковом пространстве, эта ситуация не позволяет осуществить системный подход в оценке соответствия учебных пособий общему языковому стандарту и качества обучения.
Отсутствие единого инструмента измерения знаний по языку приводит к необъективной оценке качества знаний, тормозит развитие современных технологий обучения.
6. Существующие курсы татарского языка в регионах России обучают языку на низком уровне (причина – неквалифицированные педкадры, слабая материально-техническая база)
7. Выделение целевых мест для абитуриентов-татар стало слабой мерой для сохранения языка. Данная тенденция вызвана тем, что абитуриенты, проживающие за пределами РТ поступают в вузы РТ в небольшом количестве по двум причинам: а) Они не в состоянии сдать вступительные экзамены по татарскому языку даже на внеконкурсной основе б) Родители абитуриентов не в состоянии обучать их по экономическим причинам.
Таким образом, если в языковой политике Республики Татарстан будет развиваться только одно направление с учетом контингента - татары, сохранившие язык на уровне бытового общения, то другой контингент -татары утратившие родной язык, останется без адекватного инструмента для сохранения языка. Данный проект соответствует ст.14 Конституции Республики Татарстан, где декларируется помощь татарам, проживающим за пределами Республики Татарстан.
При непринятии эффективных мер могут развиваться негативные последствия: дальнейшее падение престижа татарского языка, часть финансовых затрат, направленная на развитие национального образования окажется бессмысленной, произойдет дальнейшая потеря самоидентификации, национального самосознания.
Следует учитывать, что становление механизмов развития и сохранения языка потребует финансовых затрат, серьезной правительственной поддержки. Проект также может способствовать подготовке условий для внедрения татарского языка в делопроизводство, поэтому приобретает еще большую актуальность.

Стратегия достижения цели и результаты

I этап: Перевод (на татарский язык) и внедрение Европейского языкового портфеля для Татарстана, европейского языкового паспорта.
Что позволит решить реализация этого мероприятия?
- сделает обучение татарского языка прозрачным на основе общего стандарта и единого инструмента измерения знаний
- документально зафиксирует уровень знаний независимо от того, по каким причинам данный уровень сформировался.
- позволит сопоставить различные системы сертификации, развить инструмент оценки учебных программ
- позволит заговорить специалистам, пользователям / учащимся на одном языке в отношении оценки знания языка, измерения, самооценки.
- фиксировать документально пользователю языка свое продвижение в изучении языка.
- разработчики учебников по татарскому языку получат новые ориентиры, которые будут формировать принцип последовательности обучения языку
- рассчитать пользователю средний период времени необходимого для достижения конкретной цели
- позволит задать параметры, критерии, шкалы, которые доступны для всеобщего использования
- получить преподавателю четкое представление о возможных достижениях учащихся на различных этапах, а также сформулировать более реальные и понятные цели учебного процесса, позволит учесть индивидуальный характер процесса изучения языка
- представленные параметры владения языком обеспечат также возможность оценки знаний, навыков и умений.
- позволит выявить недостатки учебных пособий, обучающие технологии низкого качества
- произойдёт интенсификация процесса развития методики преподавания
Система уровней и категорий, способствующая постановке задач в зависимости тех или иных целей обучения, может оказаться полезной инспекторам государственных органов образования. Такая система уровней может помочь оценить насколько уровень учащихся соответствует существующим требованиям, предъявляемым на данном этапе обучения; поставить долгосрочные цели эффективного овладения языком и развитию личности. Использование общей системы уровней может упростить сотрудничество между различными секторами образования.

II этап:
Открытие института им. Г.Тукая с центром тестирования при Национальном университете в г. Казани.
Функция института:
1- Разработка учебников нового поколения (т.е. на базе общеевропейского стандарта) по татарскому языку «Татарский язык как иностранный» на основе современного коммуникативного метода и др. эффективных технологий обучения татарскому языку (не только на основе кириллицы, но и на латинице в целях доступности за рубежом).
2 - Обучение татарскому языку как иностранному с последующей выдачей международных сертификатов.
3 - Исследовательская деятельность в целях развития современных технологий и методики преподавания татарского языка как иностранного, изучение аспектов межкультурной коммуникации, изучение менталитета татарского народа в целях разработки новых технологий и методов формирования национального самосознания в сфере образования.
4 - Реализация проектов, направленных на развитие татарской культуры, создание технологий тиражирования проектов по развитию культуры.
5 - Подготовка и повышение квалификации педагогических кадров по специальности «Татарский язык как иностранный»

III этап: Создание механизма для придания международного статуса сертификату по татарскому языку

IV этап: Создание в сети Интернет системы оценки уровня владения татарским языком по аналогии с DIALANG (система оценки, предназначенная для изучающих иностранные языки. Система включает листы самооценки, языковые тесты и материалы для объяснения полученных результатов. DIALANG можно бесплатно получить из Интернета, предназначена для пользователей, желающих определить свой уровень владения иностранным языком и получить подробное описание сильных и слабых сторон языковых умений)

V этап: Создание языковых центров им. Г. Тукая в крупных городах России и за рубежом, организация курсов с выдачей международных сертификатов.
Цель – расширение деятельности института им.Г.Тукая на территории России и за рубежом через языковые центры, повышение качественного уровня обучения татарскому языку.
Функция центров:
1- Выдача международных сертификатов (создаст необходимость оформления его на латинице)
2- Сотрудничество и помощь татарским культурным центрам.
3- Тиражирование технологий мультиплицирования национальной культуры.
Шестиуровневая система сегодня широко используется и принята целым рядом институтов в мире, выдающих соответствующие сертификаты об уровне владения языком. Знанию языка будет придан формальный статус посредством выдачи международного сертификата и таким образом будет осуществлен универсальный подход к измерению знаний не только на территории России, но и за рубежом.
- предоставит надежную основу для взаимного признания присвоенных квалификаций
- позволит формировать частичные компетенции в изучении татарского языка. Частичная компетенция, заложенная в разных уровнях языка позволит пользователю выбрать необходимый и достаточный объем изучения языка, отказаться от излишней потери времени, академических знаний.
- преодолеть конфликт интересов пользователя с системой образования
- самостоятельно определить пользователю текущий уровень владения языком, развивать и стимулировать автономное обучение, придать знаниям осознанный характер, позволит четко сформулировать свои компетенции (лингвистические, культурные)
Опыт работы Гете – центров в России показывает, что языковые центры могут самостоятельно создать материальную базу для собственного развития путем организации платных курсов и выдачи сертификатов на платной основе, проводить культурные мероприятия в форме встреч (например: приглашение специалиста из Республики Татарстан), организация олимпиад по татарскому языку на базе школ с изучением татарского языка или на своей территории. Это позволит заменить существующие курсы татарского языка при общественных организациях путем профессионального подхода к обучению и создания материальной базы.

VI этап: Заключение Соглашения института им. Г.Тукая с Советом ректоров Республики Татарстан и ректорами вузов в регионах России с обучением татарскому языку о признании международного сертификата как основания для освобождения от вступительного экзамена
Что позволит реализация этого этапа проекта?
- увеличится число абитуриентов-татар из регионов России, имеющих достаточную лингвистическую компетенцию для обучения по специальности «татарский язык и литература» и способных сдать вступительные экзамены
- будет сэкономлены ресурсы вуза, которые затрачивают их на студентов 1 курса в целях ликвидации пробелов знаний по языку в рамках школьной программы

VII этап: Внедрение критерия «знание татарского языка» в предприятия и учреждения Республики Татарстан, России, за рубежом (где будет востребован татарский язык) при конкурсном отборе на работу, наличие международного сертификата является основанием для преимущественного права при приеме на работу.

ОБЩИЙ РЕЗУЛЬТАТ - ПОДЪЕМ ПРЕСТИЖА ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА, СОЗДАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕХАНИЗМОВ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЯЗЫКА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ, ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА ПРИ ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ И СООТВЕТСТВИЯ ЯЗЫКОВОМУ СТАНДАРТУ С ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ИНТЕГРАЦИЕЙ В ЕВРОПЕЙСКОЕ СООБЩЕСТВО, СОХРАНЕНИЕ САМОБЫТНОСТИ ТАТАРСКОГО НАРОДА

Политические последствия

- создание учебников нового поколения (на базе общеевропейского языкового стандарта») «татарский язык как иностранный» вызовет необходимость издания учебных пособий не только на основе кириллицы, но и латиницы, чтобы обслуживать татар, проживающих за рубежом. Это создаст следующее позитивное следствие: универсальные учебные пособия, используемые за рубежом, станут дополнительным аргументом в пользу перехода на латиницу в России
- развитие и сохранение языка будет способствовать политической стабильности в России
- пример Татарстана (проект «Татарский язык на базе общеевропейского языкового стандарта) позитивный пример развития и сохранения языков другим народам России, будет способствовать развитию многоязычной личности, что соответствует концепции многоязычия, которая является определяющей в Совете Европы
- создаст равные условия русскоязычному населению для изучения татарского языка (путем создания новой системы для изучения языка)
- позволит развивать взаимопонимание между народами и поощрять международные контакты
- поощрит изучение не только иностранных языков, но и языков народов России
- позволит быстрее интегрироваться в европейское сообщество, предложив ключ к пониманию татарской культуры, т.е. доступный язык для изучения различными народами.

Абакиров Модарис Шарифулович, вице-президент Региональной Татарской Национально-Культурной Автономии (РТНКА) Новосибирской области

(Создано: Monday 9 April 2007, 13:08 Исправлено: Monday 9 April 2007, 13:12)




Главная | Новости | Библиотека | Словари | Учебники | Статьи | Тесты

© 2005-2017 Татарская Виртуальная Гимназия
© 2005-2010 Городской Информационно Диагностический Центр

Рейтинг@Mail.ru Kitap.net.ru Tatar.com.ru ^ ^