Вы используете гостевой доступ (Вход)
 
 
Главная  |  Новости  |  Библиотека  |  Словари  |  Учебники  |  Статьи  |  Тесты
 

Этнодемографическая ситуация у барабинских татар Новосибирской области

Абакиров М.Ш (г.Новосибирск, Институт филологии СО РАН),
член Исполкома Всемирного конгресса татар,
modaris2004@mail.ru

Автор данной работы выражает благодарность за предоставленную информацию и участие в интервью директора Тармакульской средней общеобразовательной школы Чановского района Шамсутдинова В.Ч, директора Аул-Кошкульской школы Чановского района Баязитова С.Ф., директора Новокурупкаевской основной общеобразовательной школы Барабинского района Тактагулова В.И., учителя татарского языка Аул-Бергульской школы Куйбышевского района Вахитову В.К., директора Воробьёвской школы Венгеровского района Габдрахманова Р.Н., директора Усманской школы Кыштовского района Яншину Г.С.
Барабинские татары – одна из этнических групп сибирских татар.
В Новосибирской области барабинские татары проживают в Барабинском, Куйбышевском, Чановском, Венгеровском, Кыштовском, Усть – Тарском и др. районах области.По мнению ряда историков формирование барабинских татар как этнической группы завершилось к XIV в.
В XVI в территория расселения барабинских татар простиралась от южных границ Васюганской низменности на севере и до Кулундинской степи на юге. На западе их земли смыкались с землями тарских татар, на востоке их кочевья охватывали район озера Убинского.
Общая численность татар (все этнические группы – сибирские, казанские и др.) в Новосибирской области согласно данным Всероссийской переписи населения 2002 года составляет - 27874, городское население составляет - 15696, сельское население - 12 178, причём в сравнении с 1989 годом общая численность татарского населения в Новосибирской области характеризуется снижением на 5% . В сельской местности в НСО по данным переписи 2002 года проживают 44% от общей численности татар. В ходе переписи населения 2002 года национальная принадлежность записывалась со слов опрашиваемых, национальность детей до 14 лет определялась родителями. В переписные листы записывались все названия, включая общепринятые, названия этнографических групп, самоназвания.
Определение численности барабинских татар всегда было проблематичным ввиду того, что они никогда не фиксировались как отдельная этническая группа. Говоря об общей численности барабинских татар, исследователи называют приблизительную цифру – 7- 8 тысяч.
Численность барабинских татар зафиксирована в данных Всероссийской переписи населения 2002 года в составе одного татарского этноса несмотря на то, что сибирские татары получили статус самостоятельного коренного народа Сибири в 1994 г., что по - прежнему не позволяет определять их численность в полном объёме. Это скорее всего объясняется тем, что они идентифицировали себя под названием «татары» и записаны в составе одного татарского этноса. В исторических этнографических и лингвистических трудах при анализе демографической ситуации в Сибири часто указывается необходимость осуществлять конкретно-исторический подход, учитывать социально-экономическую и политическую обстановку в данном регионе. Это связано с тем, что некоторые демографические показатели по коренному населению Сибири являются приблизительными, условными, иногда даже противоречивыми, кроме того при подсчёте применяются разные методы определения численности населения.
Отсутствие демографических показателей по барабинским татарам затрудняет возможность определить тенденции по сохранению и развитию диалекта барабинских татар. В частности, выявить, сохраняется ли численность населения в местах компактного проживания барабинских татар, проследить миграционные и ассимиляционные процессы, есть степень влияния русского и татарского литературного языка и других диалектов.

Подсчёт численности коренного населения Сибири осуществлялся ранее по данным окладных ясачных книг. Ясачными людьми считались мужчины с 18 до 50 лет, кроме увечных, а позднее с 16 до 60 лет. Ясак в Сибири был двух видов: окладной и неокладной. Окладной ясак взимался с каждого ясачного человека, его имя заносилось в специальную ясачную книгу. Неокладной ясак платили аборигены Сибири, кочевники, которые не могли быть учтены, но были обязаны платить ясак. Со временем плательщики неокладного ясака переходили в категорию окладного ясака . Другую часть населения называли служилыми, это феодальная знать, которая перешла на службу к русскому царю. Подсчёт по данным окладных ясачных книг также не учитывает в полной мере всё население. Известно также, что в прошлом существовала «запись на породу» татар-переселенцев. Это делалось с целью перехода из крестьянского сословия в инородческое для пользования льготами.
Другим источником для подсчёта населения послужили генеалогии барабинско - татарского населения. Среди барабинских татар первые записи генеалогий были сделаны в д. Тармакуль Чановского района Новосибирской области в 1972 году сотрудниками Проблемной лабаратории истории, археологии и этнографии Сибири Томского госуниверситета. В 1973 году записи генеалогий проводили участники этнографической экспедиции ТГУ.В 1975-1978 годах этнографическое изучение происходило в рамках Западно-сибирской историко-этнографической экспедиции Омского университета, под руководством Н.А.Томилова. Всего за годы полевых экспедиционных работ было собрано 1568 генеалогий в пунктах проживания барабинских татар.

Таблица 1 Численность барабинских татар

годы

число

источники данных

авторы публикаций

1760

4430

 

Н.А.Томилов

1763

4400

 

Н.А.Томилов

1771

4406

 

Н.А.Томилов

1782

4920

 

Н.А.Томилов

1795

5060

 

Н.А.Томилов

1805

5060

 

Н.А.Томилов

1807

4977

 

Н.А.Томилов

1811

4810

 

Н.А.Томилов

1816

4630

 

Н.А.Томилов

1823

4983

 

Н.А.Томилов

1840

5005

Переписи в 68 деревнях

Г.Л.Файзрахманов

1854

5265

По ревизии

Г.Л.Файзрахманов

1859

4454

По спискам населённых мест

Г.Л.Файзрахманов

1897

4421

Данные I Всероссийской переписи

Г.Л.Файзрахманов

1926

5945

По переписи

А.Р.Шнейдер, Д.Г.Тумашева

1959

6113

По переписи

Д.Г.Тумашева

2002

4066

По переписи

М.Ш.Абакиров

2007

4189

Похозяйственные книги

М.Ш.Абакиров

В среднем численность населения барабинских татар (см.рис.1) с 1760 по 2007 держится в пределах примерно 4000 тысяч человек, колебания в сторону увеличения происходят 1795,1805 годах до 5060 тысяч человек. В 1959 году численность населения достигает своей максимальной отметки - 6113 тысяч человек. Необходимо учитывать факторы, влиявшие на демографическую ситуацию в разные периоды. Например, факторы , влиявшие на демографическую ситуацию XVII – первой половины XVIII в. : многочисленные войны в Барабе, бои с калмыками (джунгарцы), кучумовцами, казахами, русскими, восстания, грабежи, набеги кочевников с последующим уводом жителей Барабы в плен, эпидемические заболевания, ухудшение условий жизни.
Н.А.Томилов пишет, барабинские татары «волей или неволей были втянуты в борьбу, которая проходила между русскими и джунгарскими правителями». Почти весь XVII в. и часть XVIII в. барабинские татары были двоеданцами, они платили ясак России и алман - Джунгарии. Что касается восстаний, наиболее крупное из них упоминается восстание в 1628 -1631 гг., когда местный князь Кугутейко (Когутай) откочевал с частью барабинских татар и вернулся в свои кочевья в 1635 г. Иногда барабинские князья опирались на поддержку калмыцких тайшей, чтобы сохранить независимость от русских властей .
До конца XIX века в татарских деревнях Барабы преобладали сибирские татары, массовый приток татар из-за Урала в Барабинскую степь приходится на первую четверть XX в. Причины социально-экономического плана, такие как: голод в Поволжье в начале 1920 – х гг., столыпинская аграрная реформа, привели к изменению соотношения коренных барабинских и поволжско-приуральских татар.График на рис.1 показывает тенденцию к увеличению численности населения с 1926 года.
В монографии Г.Л. Файзрахманова «История сибирских татар» представлены данные о численности барабинских татар по результатам переписи, ревизии, по спискам населённых мест в 1840, 1854, 1859 гг. (см. табл. № 1). Автор отмечает, что данные противоречивы, объясняя это тем, что властям всё-таки не удавалось получать точные данные.
А.Р. Шнейдер приводит результаты переписи 1926 г. численности барабинских татар в Сибирском крае. В барабинском округе их численность составляла 4000 человек, административным центром в то время был г. Каинск, основан в 1772 г. В состав округа входили 17 районов: 1.Муромцевский, 2.М.-Красноярский, 3.Кыштовский, 4.В.-Назаровский, 5.Еланский, 6.Меньшиковский, 7.Спасский, 8.В.Ичинский, 9.Михайловский, 10.Убинский, 11.Барабинский, 12.Чановский, 13.Татарский, 14.Юдинский, 15.Купинский, 16.Н-Каргатский, 17.Баклушевский. В те же годы в Новосибирском округе, куда входил Каргатский район , общая численность населения составляла 38.898, из них 5 % татары, т.е. 1945 человек.
Таким образом, общая численность барабинских татар в 1926 году по данным А.Р. Шнейдера в Барабинском и Новосибирском округе составляет 5945 человек. По данным Д.Г. Тумашевой численность барабинских татар в 1897 составляла 4280 человек, в 1959 году 6113 человек.

Рис.1 Динамика численности барабинских татар 1760 -2007 г

Современную демографическую ситуацию барабинских татар позволяют определить, хотя и не в полном объёме результаты переписи 2002 года и похозяйственные книги муниципальных образований в районах Новосибирской области. Несмотря на то, что в них барабинские татары отдельно не указываются, а фиксируются в общем списке под названием «татары».Поэтому мы выбрали сёла , которые известны как места компактного проживания барабинских татар. Не учитывались сёла в районах Новосибирской области, где проживают в настоящее время не только барабинские татары, но и представители других национальностей. В Чановском районе - это ст. Кошкуль, с. Тебисское, в Кыштовском районе - с. Альменево, в Венгеровском районе - с. Воробьёво, с.Чаргары, в Барабинском районе с.Новокурупкаевка, в Куйбышевском районе - д. Бергуль, в Каргатском районе - с.Мусы, в г. Татарске, Куйбышеве, Барабинске и др. районах области.
В таблице №2 представлена численность барабинских татар на основе данных Всероссийской переписи 2002 года. Численность населения барабинских татар за 2007 г. определена по данным похозяйственных книг муниципальных образований районов Новосибирской области. Таким образом, мы имеем данные о численности барабинских татар, проживающих лишь в местах компактного проживания Новосибирской области, в 2002 году - 4066 человек, в 2007 году – 4189 человек. Резкое снижение населения в 2002 и 2007 гг. по сравнению с 1959 годом , которое показывает график (см. Рис.1), является условным. Если ещё учесть барабинских татар, проживающих в сёлах и городах ( Барабинск, Чаны, Татарск и др.) со смешанным населением, их численность станет больше. В перспективе последние данные могут быть дополнены и уточнены при сборе данных по населённым пунктам, где проживает смешанное население. В таблице № 2 численность указана без учёта барабинских татар из сёл со смешанным населением.
География расселения барабинских татар большей частью осталось неизменным (см.табл.2), хотя некоторые сёла уже нельзя отнести к местам компактного проживания. Например: это ст.Тебисс (Чановский район), с.Ново-Курупкаевка (Барабинский р-он), д.Бергуль (Куйбышевский р-он), с.Мусы (Каргатский р-он) и другие сёла, в которых проживает уже смешанное население.

 

Таблица № 2 Расселение барабинских татар в НСО, 2002- 2007 г


Район / cело

Численность
2002 г

Численность
2007 г

I

Чановский район

 

 

 

1.п.Малый Тебис

318

308

 

2.д.Аул Кошкуль

505

524

 

3.д.Белехта

253

270

 

4.д.Тармакуль

542

560

 

5.Аул Аялу

90

88

 

6.Аул Тебис

461

487

II

Кыштовский район

 

 

 

1.с.Усманка

352

326

III

Барабинский район

 

 

 

2.Аул - Тандов

159

161

IV

Куйбышевский район

 

 

 

1.Аул- Шагир

282

296

 

2.Аул - Бергуль

595

661

 

3.Аул - Омь

350

350

V

Каргатский район

 

 

 

1.п.Теренино

159

158

 

 

Итого 4066

4189

Основные факторы, которые влияют сегодня сохранение на этнического языка: это брачные отношения, миграционные процессы, ситуация с обучением родному языку и степень пользования им как средством общения. Каждый из них затрагивает барабинцев, хотя и не в одинаковой мере. Значительное влияние на численность барабинских татар оказали браки с поволжско-уральскими татарами, которые большей частью ассимилировались и говорят на барабинском диалекте, в дальнейшем идентифицируя себя как барабинские татары.
Это потверждает анализ генеалогий, которые были записаны историко-этнографической экспедицией Омского университета. Следует отметить, среди барабинских татар присутствует барабинско-татарский и литературный татарский билингвизм, представители поволжских татар могут с лёгкостью переключаться на свой язык при общении с родственниками.
По генеалогиям изучался этнический состав 27 населённых пунктов Барабинской степи. Опросом было охвачено в среднем 56,4 % всего взрослого населения барабинского - татарских аулов.
В результате опроса выявлено, из всех назвавшихся барабинскими татарами только 52,2 % оказались выходцами из этнически не смешанной семьи. Семейные родословные барабинских татар показали, основная часть смешанных браков разных поколений падает на браки с поволжско - уральскими татарами и их потомками- 86,8 % всех учтённых межэтнических связей этой группы.
Из всей группы этнически смешанного населения 74,4% назвались именно барабинскими татарами. Общая тенденция, отмечаемая относительно всех аулов, проявилась в том, что большинство выходцев из смешанных семей коренных барабинских татар и поволжско-уральские татары определили себя именно как барабинскими татарыми. Часть не смешанных в этническом плане барабинских татар составило 18,3 % общего числа опрошенных жителей аулов. Таков характер смешения барабинско - татарского населения, что может говорит и о степени смешения языков.
Браки у барабинских татар заключаются внутри района проживания и в пределах их взаимосвязей, например: Чановский, Куйбышевский и Барабинский; Кыштовский и Венгеровский район.
В настоящее время наблюдается тенденция роста смешанных браков, между барабинскими татарами и русскими, объясняется это миграционными процессами, активизацией и многообразием форм межэтнического взаимодействия, ослаблением сдерживающих факторов, таких как например, языковой барьер, религиозный фактор. Ислам устанавливает следующие нормы, женщины могут заключать только внутриконфессиональные брачные отношения, мужчина может заключать брак с представителями христианской и иудейской конфессии при условии, если такой брак не будет угрожать сохранению в его семье религиозных культурных традиций. Ориентация на национальность среди татар являлась менее значимой в сравнении с религиозным фактором и носит часто индивидуальный характер.Межнациональные браки в Новосибирской области в 1994 году составляли 10-12 %, среди браков в городских поселениях этнически смешанными были примерно 10%, а в сельской местности -12%
Языковой барьер сегодня он актуален больше для представителей старшего поколения, тоже уже ослаблен и с постепенной утратой родного языка расширяется сфера применения в быту русского языка, особенно в городской местности. Для молодёжи и среднего поколения языковой барьер при общении с русскими уже не существует.
В школах с компактным проживанием татар в Новосибирской области организовывается обучение татарскому литературному языку. Обучение татарскому языку ведется чаще всего как факультатив, в среднем по 1-2 часа в неделю (см.табл.№3) . Школы с обучением татарскому языку не охватывают в полной мере места расселения барабинских татар. Объём преподавания татарского языка явно недостаточен, минимальное количество - 4 часа, максимальное количество достигает 16 часов в неделю, большинство школ ведут обучение татарскому языку на факультативной основе, а значит их посещение является необязательным.
Диалект барабинских татар имеет существенные отличия и уникальные особенности, обучение татарскому литературному языку расширяет общетюркскую языковую компетенцию учащихся, однако для сохранения и развития этнической культуры это будет недостаточным. На наш взгляд, представляется необходимым обучение диалекту и литературному языку на основе сравнительного метода, что может быть серьёзным фактором в вопросе сохранения и развития этнической культуры.
К сожалению методические и учебные материалы по диалекту барабинских татар для учителей не разработаны по причине недостаточной изученности диалекта. Перечисленные недостатки в системе татарского этнического образования НСО могут усугубить утрату культуры сибирских татар.
В результате неформализованного интервью с директорами школ (2006 г.) выясняется, что в школах области наблюдается сокращение численности учащихся в начальных классах, которые объясняют это снижением рождаемости. Также происходит трудовая миграция. В поисках работы переезжают в г.Новосибирск в основном представители среднего поколения и молодёжь по причине ухудшения экономического положения в сельской местности.
В последние годы на фоне развития этнической культуры народов России
предпринимаются попытки развития этнического образования. В 2002 году подписано Соглашение о сотрудничестве в целях развития этнического образования татар между Министерством образования Республики Татарстан и департаментом образования администрации Новосибирской области. На основе этого Соглашения в Новосибирске были проведены курсы повышения квалификации учителей татарского языка в апреле 2002 года с участием специалистов из г.Казани на базе НИПКиПРО, планируется обеспечение учебно-методической литературой.

Таблица 3 Объём преподавания татарского языка в школах НСО

Количество часов в неделю

 

Чановский район

Венгеров-ский р-он

Кыштов-ский р-он

Куйбы-шевский р-он

Барабинский
р-он

Классы

Белехта

Тармакуль

Аул -Кошкуль

Воробьёво

Усманка

Аул-Бергуль

Ново-Курупкаевка

1

-

-

-

-

-

-

-

2

2

1

-

2

2

0,5

1

3

2

1

-

 

2

0,5

1

4

2

1

-

2

2

0,5

1

5

1

1

2

2

2 + 1 лит

0,5

1

6

1

1

2

1

2 +1 лит

0,5

1

7

-

1

-

2

1,5

0,5

-

8

-

-

-

-

1,5

-

-

9

-

-

-

-

1

-

-

Итого

8 ч

6 ч

4 ч

9 ч

16 ч

3 ч

5 ч

Выводы:
1.Характеризуя современные тенденции демографической ситуации, можно отметить,
география расселения барабинских татар большей частью остаётся неизменным, хотя при этом некоторые сёла с компактным проживанием барабинских татар превратились в сёла со смешанным населением,
2.Начавшаяся трудовая миграция в связи с ухудшением экономического положения на селе может отрицательно повлиять на сохранение этнической культуры барабинских татар.
3.Численность населения барабинских татар имеет тенденцию к снижению, причинами которой являются снижение рождаемости, что является частью общероссийских процессов.
4.Наблюдается рост числа смешанных браков, в частности между барабинскими татарами и русскими.
3.Существующая система татарского этнического образования, обеспечивающая изучение родного языка, культуры не охватывает в полной мере места расселения барабинских татар. Система не является полностью адекватной по причине того, что она слабо способствует сохранению и развитию диалекта, имеет количество часов в обучении языку и культуре в недостаточном объёме. В целях сохранения и развития этнической культуры барабинских татар необходимо внедрение татарского этнокультурного компонента в содержание образования, организовывать изучение диалекта и литературного татарского языка на основе сравнительного метода, увеличить количество часов в обучении родному языку в местах компактного проживания коренного населения Сибири, барабинских татар.


Примечания и ссылки


Молодин В.И.. Соболев В.И.. Соловьёв А.И. Бараба в эпоху позднего средневековья. Новосибирск, изд-во «Наука»,Сибирское отделение, 1990.

Кисельников А.А., Бесонова Г.А., Харченко Л.П. Население Новосибирской области, т.1.Всероссийская перепись населения. Прикладная статистика. 2002.

Файзрахманов Г.Л. История сибирских татар. С древнейших времён до начала XX в. Казань «ФЭН»2002, с -249

Кулешова Н.В.О чём рассказывают генеалогии барабинских татар.С - 38

Тумашева Д.Г.Диалекты сибирских татар. Издательство Казанского университета, 1977.

Томилов Н.А. Тюркоязычное население Западно-сибирской равнины в конце XVI в – первой четверти XIX вв.Издательство ГГУ, г.Томск,1981 г, с -169.

Кулешова Н.В. Сибирская деревня: история,современное состояние,перспективы развития. Материалы сибирской научной конференции 27-28 февраля 1996 г // Изменение этнодемографической ситуации в барабинско-татарских деревнях XIX – XX вв., Омск, изд-во Омского государственного аграрного университета, с – 27-29

Файзрахманов Г.Л. История сибирских татар. С древнейших времён до начала XX в. Казань «ФЭН»2002, с 293, 354

Шнейдер А.Р.Округа и районы Сибирского края.Сибкраииздат -1930 г.

.Кисельников А.А., Бесонова Г.А.,Харченко Л.П. Население Новосибирской области, т.1.Всероссийская перепись населения. Прикладная статистика. 2002.

Похозяйственная книга муниципального образования Ново-Преображенского сельсовета Чановского района Новосибирской области
Похозяйственная книга муниципального образования Красносельского сельсовета Чановского района Новосибирской области
Похозяйственная книга муниципального образования Озеро-Карачинского сельсовета № 262728, № 29 Чановского района Новосибирской области
Похозяйственная книга №1, № 2 муниципального образования Тебисского сельсовета Чановского района Новосибирской области
Похозяйственная книга №7 муниципального образования Отреченского сельсовета Чановского района Новосибирской области
Похозяйственная книга №6, №7, №8 муниципального образования Гжатского сельсовета Куйбышевского района Новосибирской области
Похозяйственная книга муниципального образования Канского сельсовета Куйбышевского района Новосибирской области
Похозяйственная книга муниципального образования Булатовского сельсовета Куйбышевского района Новосибирской области
Похозяйственная книга муниципального образования Межозёрного сельсовета Барабинского района Новосибирской области
Похозяйственная книга №5-6 муниципального образования Вараксинского сельсовета Кыштовского района Новосибирской области
Статотчеты по населению и скоту № 0213 администрации Ново-Спасского сельсовета Барабинского района Новосибирской области

Гончарова Г.С.,Л.Я.Савельев.Семейно-брачные отношения у народов Сибири // Проблемы, тенденции, перспективы.
С -159, Новосибирск 2004.

(Создано: Sunday 24 June 2007, 13:02 Исправлено: Sunday 24 June 2007, 13:09)




Главная | Новости | Библиотека | Словари | Учебники | Статьи | Тесты

© 2005-2017 Татарская Виртуальная Гимназия
© 2005-2010 Городской Информационно Диагностический Центр

Рейтинг@Mail.ru Kitap.net.ru Tatar.com.ru ^ ^