Вы используете гостевой доступ (Вход)
 
 
Главная  |  Новости  |  Библиотека  |  Словари  |  Учебники  |  Статьи  |  Тесты
 

Концептуальные подходы

Возрождение нации через развитие школы и развитие школы через возрождение нации… Эта взаимосвязь представляется естественной и неоспоримой, ибо она несет в себе, с одной стороны, тысячелетний опыт народа, бесценную мудрость прошлого, а с другой – дерзко обращена в будущее и выражает готовность этого народа ответить на любые вызовы быстро меняющегося мира.
Опора на живую традицию, использование потенциала этнопсихологии и этнопедагогики придает национальному образованию мощную энергетику для решения современных задач. В то же время достижение такого уровня знаний и навыков, который соответствовал бы мировым стандартам, требует научно обоснованного подхода к модернизации образования, в том числе национальной школы как самостоятельного типа учебных заведений.
Татарская школа, в соответствии с концепцией, разработанной группой авторов и утвержденной коллегией Министерства образования РТ, представляет собой систему многоступенчатого государственного и народного просвещения, опирающаяся на многовековой опыт воспитания и обучения подрастающего поколения. По сути, здесь обозначены параметры культурно-исторической педагогики.
1. Культурно-историческая педагогика обращена к духовной сфере формирующейся личности и осуществляет животворный процесс передачи культурного кода нации. Принципиальной позицией такой педагогики является осознание того, что выработанные столетиями привычки, образ мыслей и культура народа в не меньшей степени влияют на материальное производство, нежели экономика на духовную сферу. Качество образования определяется его мировоззренческой направленностью и усилением воспитывающей функции обучения.
Ведущими идеями концепции развития национального образования в Республике Татарстан признаны следующие:
- создание условий для реального осуществления образования и воспитания на родном языке;
- формирование интеллектуальных способностей и духовно-нравственных качеств с учетом этнопсихологических особенностей, философских воззрений и педагогических традиций народа;
- освоение подрастающим поколением национальной культуры, духовности своего народа, обогащение его культурой народов совместного проживания, приобщение к общечеловеческим ценностям;
- построение обучения по принципу «от близкого – к далекому, от родного порога – в мир общечеловеческих знаний»;
- осуществление подготовки молодежи к труду и жизни с учетом хозяйственного уклада и трудовых традиций народа.
В национальной школе учебно-воспитательный процесс ведется в условиях национальной среды и родного языка. Одновременно гарантируется полноценное знание русского языка и других языков для приобщения учеников к русской и мировой культуре. Только в таких условиях могут формироваться духовно богатые, высокообразованные личности, которые способны стать достойными наследниками своего народа. Концепция предусматривает восстановление и развитие национального просвещения не только в пределах Татарстана, но и во всех регионах проживания татарского населения.
Задолго до нашей эры наш народ стал обладателем письменной культуры, которая непрерывно, несмотря на все зигзаги истории, развивалась и обогащалась. Довольно рано возникла и собственная система образования, обретшая поразительные масштабы. Еще в IХ веке в Волжской Булгарии при мечетях в массовом порядке стали открываться школы. Начиная с 855 года только стараниями известного деятеля Микаиля Башту было основано более 220 мектебов. Очаги просвещения возникали в самых отдаленных уголках государства, и грамотность становилась самым обычным делом.
Важную роль играл татарский язык и в Российской империи, так как он был официальным языком восточной дипломатии. Казань являлась крупнейшим центром востоковедческой науки и маяком прогресса для азиатских народов. Здесь появились одна из первых гимназий и один из первых университетов страны. Петр I предвидел, как благотворно скажется на всех сторонах жизни, если «младых людей первым фундаментом обучать будут, то оное же знание таково же полезно будет, яко сочиненное собрание или гимназиум». Тем более, когда речь идет о подготовке элиты, о предоставлении образовательных услуг высокого качества.
2. Собственно, и сегодня мы озабочены тем же. Как в глобальном, так и локальном плане. Коль национальная система образования призвана транслировать национальную культуру через обучение и воспитание детей на родном языке, чтобы обеспечить естественную национальную идентификацию, то необходим соответствующий «транслятор». В организационном плане – это необходимость создания и функционирования в структуре всеобщей образовательной школы специальных учебных заведений с моноэтническим или смешанным контингентом учащихся. В том числе таких, которые использовали бы самые современные информационные технологии.
На этом важнейшем направлении инновационных процессов в сфере просвещения представляется весьма актуальным развертывание сети открытого образования и организация учебных заведений нового типа - виртуальных. В данном случае, когда речь идет о национальном сегменте федеральной образовательной системы, рассматривается конкретный вопрос о виртуальной татарской гимназии. На нынешнем этапе вполне реальной задачей является формирование единого образовательного пространства .
В соответствии с решением III сессии Казанского Совета народных депутатов № 1-3 от 19.10.2000 г, утвердившим Программу развития образования в г. Казани (на период с сентября 2000 г. по август 2005 г.) в столице Татарстана создается Единая информационно-образовательная сеть (ЕИОС). Модернизация образовательной системы благодаря применению сетевых решений должно способствовать повышению качества обучения и достижению школьным образованием европейского уровня. В ходе реализации Программы главой Администрации г.Казани принято постановление от 6.07. 2001г. № 1410 «О создании единой информационно-образовательной сети». Формирование и функционирование ЕИОС обеспечивает Оператор, осуществляющий телекоммуникационную, программную, сервисную, провайдерскую и контентную поддержку. Городские учреждения образования практически на 100 процентов обеспечены компьютерными классами с локальными сетями и доступом в Интернет.

3. Виртуальная татарская гимназия как новая структура национального образования в технологическом плане представляет собой системно организованный комплекс средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, предназначенный для удовлетворения информационных потребностей пользователей (обучающих и обучаемых).
Этот комплекс является более высоким уровнем организации образовательного процесса и способствует интеграции учебно-воспитательной системы, образуя единую образовательную среду с общими компонентами дистанционного мониторинга и диагностики, управления и обслуживания. Через нее осуществляется постоянный анализ учебно-методической и воспитательной работы в образовательных учреждениях любых типов и видов, включая проведение тестирования и единого государственного экзамена.
Такая среда позволяет в полной мере использовать преимущества новых информационных технологий как системы методов и способов применения информационно- вычислительной техники, а также систем средств связи для создания, сбора, передачи, хранения, поиска, обработки и распространения информации. Сеть играет возрастающую роль в обеспечении педагогических работников информацией об основных направлениях и тенденциях развития образования, сведениями об учебниках и учебно-методической литературе, все больше и больше предлагая ее в электронном виде, открывая доступ к безграничным информационным ресурсам в Интернете, к самым разнообразным электронным библиотекам и медиатекам.
ЕИОС коренным образом изменяет и интенсифицирует процесс обучения, повышает его качество за счет преобразования творческого взаимодействия обучающего и обучаемого. Сеть служит мощным проводником педагогического опыта и его широкого распространения с использованием мультимедийных и интерактивных средств обучения, оказывает содействие педагогам и образовательным учреждениям во внедрении новых информационных технологий в учебный процесс. При этом подразумевается, что решающее значение для повышения эффективности учебного процесса имеют индивидуальный подход к развивающейся личности и всемерная активизация каждого учащегося.
Рациональное построение образовательной инфраструктуры имеет большое экономическое значение, так как дает возможность существенно снижать сетевые издержки, уменьшать затраты на получение информации и работу в он-лайновом режиме, способствует сбережению бюджетных средств и рациональному использованию времени как работников образования, так и учащихся.
4. Информационное пространство образовательного учреждения складывается из локальной сети, компьютерного парка, компьютеризированных классов, кабинетов и лабораторий, школьной библиотеки и читального зала, учительской и медпункта, школьного самоуправления и попечительского совета, справочной и хозяйственной служб с соответствующими базами данных и программным обеспечением. Школьный интранет управляется WEB-сервером, к которому имеют доступ администрация и специалист по информатике. Информационные ресурсы, образующие школьную медиатеку, реализуются на основе Интернет-технологий.
Автоматизированное рабочее место пользователя постоянно связано через сервер с порталом знаний, кластерным узлом ГИДЦ, обеспечивая телекоммуникационный доступ в Интернет 24 часа в сутки и 7 дней в неделю. Высокоскоростной канал, позволяющий передавать видеоинформацию, кинофильмы, сложные видеоигры, полностью удовлетворяет требованиям современного образовательного процесса. Потенциал компьютерной системы может быть реализован в целях проведения дополнительных занятий, внеклассной работы, «продленного дня», досуговых и других мероприятий.
Сеть, объединяя учебные заведения города, обретает статус общегородского учебного заведения, которое обеспечивает учащимся (включая детей-инвалидов) круглосуточный доступ по принципу дистанционного обучения. Модель открытого образования в ЕИОС наиболее полно реализуется в проекте «Виртуальная татарская гимназия», доступ в которую получают не только казанцы и жители Татарстана, но и татары России и зарубежья.
Информационные ресурсы, сосредоточенные в контентном блоке, в том числе книжные фонды школьных и других библиотек, в соответствии с Программой развития образования г.Казани составляют муниципальную электронную библиотеку «Тысячелетняя Казань – Врата Востока». Дальнейшее расширение контентной базы позволяет сформировать Универсальные национальные информационно-образовательные ресурсы (УНИОР), которые должны использоваться в мировом масштабе как международная библиотека.
В целях самоокупаемости через ЕИОС на договорной основе могут оказываться обучающимся дополнительные услуги, не предусмотренные соответствующими программами и государственными образовательными стандартами, открываться платные и бесплатные школы дополнительного образования и развивающих игр, учебные курсы, лекционные циклы, семинары, проводиться олимпиады, конкурсы и соревнования по различным предметам школьной программы, компьютерным играм, различные выставки, форумы и встречи.
5. В образовательной сфере, как в фокусе, сходятся процессы экономического переустройства страны, политической интеграции общества и культурного роста населения. Способствуя сохранению культурного кода нации, творческого переосмысления исторического опыта, народное образование призвано гарантировать соответствующий мировым стандартам уровень знаний и навыков, осуществлять трансляцию культуры народов республики, регионов, стран. Для того чтобы национальная школа действительно стала каналом адаптации этноса к новым требованиям цивилизации, необходимо при ее планировании и организации учитывать особенности социально-демографического и этнокультурного развития.
Можно констатировать, что концепция развития национального образования в РТ является наиболее основательно разработанной программой, содержащей не только общие концептуальные положения, но и план мероприятий по их реализации, а также проекты учебных планов и курсов. Как уже подчеркивалось, основная задача национальной школы заключается в возрождении не только утраченных элементов традиционной культуры, но и всего этнокультурного комплекса. В сущности, это означает на новом витке развития адаптацию индивидов и сообществ (этносов) к постоянно меняющимся условиям среды, причем адаптацию не пассивную и выжидательную, а деятельную и созидательную, то есть связанную с решением проблем конкурентоспособности.
Быть конкурентоспособным – значит иметь широту кругозора, глубину и ассоциативность мышления, масштабность и одновременно – детальность представлений, быстроту реакции, развитость интуиции, словом, сочетание природных и приобретенных способностей и свойств, которые раздвигают духовные координаты личности. Кроме того, чтобы добиться успеха, нужно уметь быстро овладевать новыми профессиональными знаниями. Здесь-то и приходят на помощь эффективные образовательные технологии: ситуация, когда человек буквально добывал знания (дефицит) сменяется другой – когда знания доставляются человеку (избыток). Каждому предоставляется возможность свободно планировать обучение, выбирать время, место и темп занятий. Все-таки остается в силе императив: «Учиться, учиться и учиться!»
Виртуальная татарская гимназия строится именно на том, что информационные технологии открывают реальные перспективы для совершенствования системы образования. Ныне появились средства для наглядного, динамичного представления учебного материала с использованием видеоизображений, аудиозаписей и удаленного доступа к информационным ресурсам. Процесс учебы основывается на принципах непрерывности и преемственности на всех этапах – от дошкольного до послевузовского – за счет компьютерной поддержки всех предметов и дисциплин учебной программы. Не на словах, а на деле обеспечивается свобода выбора методики, стиля и средств обучения для раскрытия и выявления творческих особенностей обучаемых. И, что важно для гимназии, создается научно и методически обоснованная система базового образования на основе новых информационных технологий.
Выработка концептуальных подходов к развитию национального образования в подобном ключе сопряжена с определенными трудностями. К ним относятся: рассогласованность целей и содержания образования на федеральном и национально-региональном уровнях, отсутствие обоснованных рекомендаций по выбору оптимальных вариантов базисного учебного плана, недостаточная разработанность компонентов национально-регионального плана и т.п. Думается, что решение основных проблем зависит от того, насколько последовательно и полно будет проводиться в национальной школе, ее учебных программах и повседневной деятельности базовый принцип диалога культур.
Осуществление проекта «Виртуальная татарская гимназия» будет способствовать решению этих проблем на новейшей технической основе и с применением суперсовременного инструментария. ВТГ предстоит сконцентрировать богатейший воспитательный арсенал национального образования, суммировать уникальные наработки всех татарских гимназий, раскрыть собственный потенциал учебно-воспитательной работы. Это, можно не сомневаться, будет новым словом в педагогике, большим шагом вперед в организации национального образования, предпосылкой позитивных тенденций национального возрождения.
Однако сами собой перемены не произойдут. Необходимо развивать школьную телекоммуникационную сеть, чтобы увеличивать скорость передачи и превратить уроки (телеконференции) в сети в повседневное занятие. Нужно практически с нуля формировать ресурсную базу (контент), вводить в Интернет обычные учебные пособия, а главное – создавать электронные учебники и мультимедийные обучающие средства на татарском языке. Также предстоит обеспечить использование возможностей ВТГ из других городов и районов, из ближнего и дальнего зарубежья по подписке, а также введение международной сертификации знания татарского языка и других предметов на платной основе. В перспективе виртуальная гимназия могла бы стать самоокупаемой.
6. ВТГ не имеет ни стен, ни крыши, ни вообще каких-либо материальных атрибутов. Что же она представляет собой и не является ли просто фантомом? Между тем это лишь информационное пространство на основе информационных технологий. Охарактеризовать его можно двумя словами: Интранет + Медиа. То есть телекоммуникационная сеть и электронное содержание. В этом знаке «плюс» скрывается основная проблема. Если она решается, то и татарская виртуальная гимназия, где будут учиться десятки, если не сотни тысяч молодых (а может и не очень молодых) людей, становится реальностью, не менее реальной, чем многоэтажное школьное здание. А что же стены – разрушаются ли, как в сражении, раздвигаются ли, чтобы вместить целый мир?
На самом деле темой размышлений являются принципы, по которым виртуальная гимназия будет наполняться содержанием. Нельзя же учить «чему-нибудь и как-нибудь». Принятая в Российской Федерации Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновленного содержания общего образования будут положены «ключевые компетентности». А ключевая компетентность есть понятие, которое объединяет интеллект и навык, интерпретирует содержание образования «от результата» и вбирает в себя ряд однородных или близкородственных умений и знаний. Компетентности относятся к ключевым, если овладение ими позволяет решать проблемы «по жизни», например:
- компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных;
- компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);
- компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (умение анализироваться ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации);
- компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и проч.);
- компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).
Такой подход (не просто - деление на предметы и дисциплины) концептуально совпадает со стратегией создания единой информационно-образовательной среды, которой изначально присуще качество целостности на разных уровнях: в логике построения образовательного процесса в учебном заведении, в конструировании обязательных программ, в подборе изучаемого содержания. Модель Интернет-обучения по условиям ее создания обеспечивает единый тип интерфейса всех категорий пользователей, единые форматы хранения информации, технологии работы и многое другое, что позволяет этими средствами интегрировать накопленные в системе образования учебно-методический, кадровый и производственный потенциал, а также информационные ресурсы, для которых характерно резкое увеличение объемов.
Но, как это ни парадоксально, для ВТГ очень остро стоит проблема информационных ресурсов на татарском языке, особенно дидактического обеспечения – электронных учебников, курсов, учебных пособий, мультимедийных средств, информационно-предметной среды. Простое преобразование текстов учебной литературы в цифровые аналоги не решает проблемы, хотя и этим сегодня приходится заниматься, так как ощущается большая нехватка национальных учебников. Специфика национального образования, несомненно, накладывает существенный отпечаток на проектирование электронных учебников, информационно-образовательной среды, всего учебно-воспитательного процесса. Тем не менее, перед ним стоят общие задачи, оно решает те же проблемы, преодолевает такие же препятствия и, конечно, развивается в общем русле.

(Создано: Wednesday 11 July 2007, 19:26 Исправлено: Wednesday 11 July 2007, 19:30)




Главная | Новости | Библиотека | Словари | Учебники | Статьи | Тесты

© 2005-2017 Татарская Виртуальная Гимназия
© 2005-2010 Городской Информационно Диагностический Центр

Рейтинг@Mail.ru Kitap.net.ru Tatar.com.ru ^ ^